О диссекциях Гиппократа II

From ligteresource.com
Jump to navigation Jump to search
Hippocratis Opera omnia ex Jani Cornarii versione una cum Jo. Marinelli Commentariis ac Petri Matthaei Pini indice. Singula singulis tomis ... Tomus primus tertius Hippocrates. Venetiis: ex typographia Radiciana, MDCCXXXVII [1737]. https://archive.org/details/bub_gb_9SyPXxwlnaUC


О диссекциях Гиппократа II

Первым фараоном Египта был Менес (Menes; ок. 3500/3200 г. до н.э.), согласно Мането (Manetho; 300 BC), у него был сын Атотис (Athothis, Thosortes), который правил 27 лет, практиковал медицину и писал книги по анатомии (1979NewsomeF; 1909SwainJ). Уровень египетской медицины и познания в анатомии был несомненно высоким для древних времен. В свою очередь имелись тесные торговые отношения между Египтом и Месопотамией, и, вероятно, обмен медицинскими знаниями. Известно, что в шумерских текстах на глиняных табличках, датирующихся 3000 г. до н.э., уже содержались сведения о медицине этой цивилизации (1976MillarJH). Такое взаимодействие несомненно взаимо обогащало Шумерскую и Египетскую цивилизации.

В Древнем Египте издавна существовала практика бальзамирования человека и животных (1956ГлязерГ; 1959KevorkianJ). За пять тысячелетий развития этой цивилизации на ее земле умерло три четверти миллиарда человек, что представило ранее немыслимые возможности для анатомических и патологоанатомических исследований. Изучение строения человеческого тела было доступно священникам, врачам и лицам непосредственно занимающимся бальзамированием (1959KevorkianJ). Кроме анатомии мягких частей тела, египтяне хорошо знали анатомию костей – наталкиваясь на останки людей, ставших жертвами пустыни, солнца и трудностей путешествий (1956ГлязерГ). Медицина в Древнем Египте была строго регламентирована. Врачи в Египте, под страхом смерти, руководствовались указаниями, содержащимся в «Герметических книгах» (Hermetic Books) и были знакомы с хирургией, но мало, что сделали для развития анатомии (1909SwainJ). Это было связано с влиянием религии и предубеждениями в отношении диссекции человеческого тела. Известно, что лица, выполнявшие бальзамирование, не имели высокого статуса в Египетском обществе, их практика была скорее связана с мистикой (1959KevorkianJ). К сожалению, это не способствовало развитию анатомии и обретению нового знания о строении человеческого тела. Однако егиепетсктская методика бальзамирования предполагает наличие знаний анатомии человек, что невозможно без ранее проведенных систематических диссекций.

Неопровержимых доказательств выполнения диссекции человеческого тела во времена Гиппократа II нет, об этом не упоминал и Аристотель (Ἀριστοτέλης; 384-322 BC) живший в одно с ним время. Вместе с тем, описания ран в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера (Ὅμηρος, VIII cent. BC) исключительно точны, чтобы быть результатом только наблюдениями. В Древней Греции и Финикии, Микенской и Минойской культурах отдельные анатомические сведения могли быть получены при человеческих жертвоприношениях, казнях, случайных разрушениях тел, выполнении хирургических операций таких как кесарево сечение, отдельных судебных процедур. Еще ранее человечество могло узнать свое собственное строение практикуя каннибализм (1959KevorkianJ).

В последнем случае, древнему человеку несомненно приходилось «изучать» тазобедренный сустав своего «врага», ставшего пищей. Известно, что канибализм практиковался ближайшими предками человека – неандертальцам (2008UnderdownS). Возможно они были первыми, кто «препарировал» современного человека. Наиболее ранние человеческие останки, предположительно неандертальца, выявленые в Европе датируются возрастом 583–561 тыс. лет до н.э., а поздние свидетельства имеют возраст 41.03–39.26 тыс. лет до н.э. (2014HighamT_BrockF; 2015PerettoC_ArzarelloMA). Наличие начальных анатомических знаний у неандертальцев предполагает то, что они порой успешно лечили отдельные хирургические заболевания, а также легкие и тяжелые травмы, в том числе осложненные инфекцией (SpikinsP_WrightB2019). Канибализм был свойственен и для нашего вида Homo sapiens sapiens, отголоски этого встречались до последней четверти XX века (1978LindenbaumS). Соответственно препарирование тела человека было не только прераготивой анатомов… Известно, что древние люди выполняли отдельные хирургические операции, в частности на черепе и зубах. Вероятно, что они оперировали также тазобедренный сустав, как минимум вскрывали и дренировани гнойные очаги в его области, что подтверждает обнаруженные признаки остеомиелита вертлужной впадины и абсцесса тазовой кости неандертальца (SpikinsP_WrightB2019).

В своих трудах Гиппократ II не сообщает о собственных анатомических исследованиях. Вместе с тем описываемая им анатомия опорно-двигательной системы, зачастую соответствует реальной. В ряде случаев, в трактатах «О суставах» §8, а также «О рычаге» §§5, 20, он делает отсылки к анатомии и физиологии животных, что предполагает исследования их тел с сопоставлением с анатомией человека (1941Гиппократ).

Между тем, религия и эстетика являлись мощными тормозящими факторами развития анатомии в связи с глубоким уважением древних греков к усопшим, которых стремились быстрее захоронить, дабы их души не бродили бесцельно по берегам «реки Стикс». Вместе с тем, множество фактов свидетельствует, что диссекции человеческого не выполнялись, по крайней мере в значимых масштабах. Сам Гиппократ II вскрытие характеризовал как «неприятную, если не жестокую задачу» (unpleasant if not cruel task). Разрешалось проводить рассечение и вивисекцию животных, однако отсутствуют сохранившиеся доказательства проведений вскрытий человека в период жизни Гиппократа II. Галену, при изучении наследия Гиппократа II, показалось, что он не рассекал человеческие тела (1959KevorkianJ). Вместе с тем по мнению проф. В.П.Карпова, Гиппократ II «...не был чужд анатомии» (1941Гиппократ). Более того в первом параграфе трактата «О суставах» мы находим косвенные свидетельства о том, что Гиппократ II сам проводил вскрытия человека. В частности, он пишет: «если обнажить от мяса верхнюю часть плеча, обнажить там, где мускул направляется вверх, если обнажить также сухожилие, которое подмышкой и возле ключицы направляется к груди, то покажется головка плеча…» (1941Гиппократ). В трактате «О внутренних страданиях» в отношении водянки §23 Гиппократ II отмечает, что он имел анатомические доказательства своей точки зрения на «…быке, собаке, свинье» то есть с научной целью препарировал животных (1936Гиппократ). Современик Гиппократа II – Аристотель явно проводил вскрытия животных, так как опираясь на них при описании анатомии человека он обращался к подобным частями тел животных (1989vonStadenH).

Известно, что Пифагор рассекал животных, при этом результаты часто переводились в человеческие термины по аналогии, более того с сохранились письменные отчеты о конкретных сравнениях (1959KevorkianJ). В письме Драмагету Гиппократ II рассказывая о посещении Демокрита Абдерского (Δημόκριτος; с. 460 – с. 370 BC), описывает вскрытие им животных – (1941Гиппократ). Из текста рассказа мы понимаем, что анатомическое исследование тела человека для Демокрита Абдерского было табу, но – не изучение строения животных. Препарирование животных не явилось шокирующим и для Гиппократа II, а также не удивительно то, что эти исследования производилось для выяснения причин человеческого недуга. Увиденное при посещении Демокрита Абдрского он описывает размеренно и спокойно и не делает выводов о нарушении рассудка у него. Однако абдеритяне, сограждане Демокрита не приветствовали его поведение и производимые им анатомические исследования, они чуствовали себя: «…удрученными, конечно от того, что считали Демокрита сумасшедшим» (1941Гиппократ). Как можно заметить, греки во времена жизни Гиппократа II и Демокрита Абдерского к изучению строения животных относились с предубеждением, что уж говорить об исследовании анатомии человека. Следует отметить, что отдельные авторы полагали письма Гиппократа II, подложными, написанными не им самим, а его потомками (1936Гиппократ). В любом случае в тексте мы не видим осуждения препарирования животных…

Храм бога Асклепия, был в основном религиозным центром – первое «рабочее место» Гиппократа II. В его стенах больные получали религиозное очищение, пили минеральную воду, купались в водах священного источника, гуляли в роще, получали снадобья, отдыхали на шкурах жертвенных животных, внимали советами священников. В близи Храма не допускалось никаких рождений или смертей (1984SakulaA). Это позволяет утверждать, что в Асклепионах не проводилось анатомических исследований тела человека, но препарирование животных являлось рутинной процедурой. Устройство Храмов было стандартизировано в частности известно, что в Асклепионе города Пергам имелись лечебные залы, библиотеки, стадион, бани и туалеты (2006RetiefFP_CilliersL). При этом, помещений для выполнения диссекции человека в храмовых комплексах не описано. В то же время в храмах Бога Асклепия приносились в жертву животные, на шкурах которых отдыхали паломники (1984SakulaA). Соответственно жрецам храма Асклепия, равно как и Гиппократу II, приходилось рассекать тела животных, а значит невольно изучать их анатомию. Разделывая жертвенных животных, Гиппократ II несомненно сталкивался с ligamentum capitis femoris, в частности выполняя экзартикуляцию в тазобедренном суставе. Эти свои наблюдения Гиппократ II вполне мог экстраполировать на человека, что отразил в трактате «О рычаге».

Hазад

Читать далее

References

  • Newsome F. Black Contributions to the Early History of Western Medicine: Lack of Recognition as a Cause of Black Under-Representation in US Medical Schools. J Natl Med Assoc. 1979Feb;71(2):189–193.
  • Swain J. The History and Practice of Surgery in Ancient and Mediæval Times. The President's Address, Delivered on October 13th, 1909, at the Opening of the Thirty-Sixth Session of the Bristol Medico-Chirurgical Society Bristol Med Chir J (1883). 1909/ Dec; 27(106): 289–312.
  • Millar JH. The medical library. Ulster Med J. 1976;45(1):47–55.
  • Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. Пер. с нем. Ю.А.Федосюка, под. ред. Б.Д.Петрова. Москва: Медгиз, 1956.
  • Kevorkian J. The story of dissection. New York: Philosophical Library, [c. 1959].
  • Underdown S. A potential role for transmissible spongiform encephalopathies in Neanderthal extinction. Medical Hypotheses. 2008;71(1):4–7.
  • Higham T, Douka K, Wood R, Ramsey CB, Brock F. The timing and spatiotemporal patterning of Neanderthal disappearance. Nature. 2014;512(7514):306-309
  • Peretto C, Arnaud J, Moggi-Cecchi J et … Arzarello M. A human deciduous tooth and new 40Ar/39Ar dating results from the Middle Pleistocene archaeological site of Isernia La Pineta, southern Italy. PLoS ONE. 2015;10:1-19.
  • Spikins P, Needham A, Wright B. "Living to fight another day: The ecological and evolutionary significance of Neanderthal healthcare".Quaternary Science Reviews. 2019;217:98-118.
  • Lindenbaum S. Cannibalism, kuru and anthropology. Folia Neuropathol. 2009;47:138–144.
  • Гиппократ. Сочинения : Пер. В.И.Руднева; комм. В.П.Карпова. Кн.3. Москва – Ленинград: Медгиз, 1941.
  • von Staden H. Herophilus. The Art of Medicine in Early Alexandria. Cambridge [etc.]; Cambridge University Press, 1989.
  • Гиппократ. Сочинения : пер. В.И.Руднева; комм. В.П.Карпова. Кн.1. Москва : Биомедгиз, 1936.
  • Sakula A. In search of Hippocrates: a visit to Kos. Journal of the Royal Society of Medicine. 1984Aug;77:682-688.
  • Retief FP, Cilliers L. The evolution of hospitals from antiquity to the Renaissance. Acta Theologica. 2006;26(2):213-232.

External links

1979NewsomeF

1979NewsomeF.TextPDF

1976MillarJH

1956ГлязерГ [djv-fax.zip]

1959KevorkianJ babel.hathitrust.org

2008UnderdownS

2014HighamT_BrockF

2015PerettoC_ArzarelloM

2019SpikinsP_WrightB

2009LindenbaumS

1941T3Hippocrates RU books.google

1989vonStadenH

1936T1Hippocrates RU books.google

1984SakulaA Text.pdf

2006RetiefFP_CilliersL

Internal links

Кто поведал Гиппократу II об LCF?

Врачебный кабинет Гиппократа II

Библиотека Асклепиона острова Кос

Школа Гиппократа II

Семья Гиппократа II

Жизнь Гиппократа II

Categories